Структура и организация - Мои статьи - Каталог статей - Масоны России. Антимасон. Масон. Вся правда о масонах.
Среда, 07.12.2016, 15:30

АНТИМАСОН

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории каталога
Мои статьи [34]
Наш опрос
Ваше отношение к масонству
1. Категорически неприемлю
2. А кто это? оО
3. Я их всех обожаю и хочу быть с ними
4. Я сам масон
5. Ничего о них не знаю
6. Мне все равно
Всего ответов: 31
Мини-чат

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Структура и организация
Структура и организация


Одни масонские организации существуют открыто и публикуют списки своих членов, другие являются тайными обществами.


В обрядах обычно имеются национальные юрисдикции, которые могут объединяться в великие ложи (англ. Grand Lodges). Единство юрисдикции или великой ложи обспечивается организационной преемственностью: новые ложи инсталлируются или регуляризирутся только уполномоченными на то офицерами.


Ложи

Первичной организацией масонства являются ложи: каждый масон приписан к определённой ложе, а посещать работы другой может только с разрешения последней. В ложах имеются офицеры, то есть должностные лица, и проводятся работы, в число которых входит посвящение в масоны и в новые степени, выборы офицеров, заседания по организационным вопросам, регулярные праздники, доклады и т.п. Работы сопровождаются развитым церемониалом. Офицеры ложи отмечаются особыми регалиями. Помещения лож отделаны и наполнены многочисленными символами. Ложи обычно объединяют масонов, живущих в определённой местности, но имеются и специализированные: профессиональные, военные и иссследовательские. Ложа инсталлируется или регуляризируется уполномоченными лицами юрисдикции.


Градусы

Кроме того, в обрядах имеются степени или градусы посвящения; их проходят строго последовательно. Каждый градус (иногда группа градусов) претендует на преемственность от какой-нибудь древней посвятительной традиции. В каждом градусе имеется легенда, пароли, жесты, инсигнии, шаги и секрет.


Обряды


Иоаннитское, или голубое, масонство

Оно же символическое. Метаформа строительства.


Оперативное масонство


Легенда о храме Соломона

Масоны считают своим далёким предтечей руководителя работ по возведению храма Соломона в Иерусалиме Хирама Абифа, сына какой-то вдовы, а потому и себя называют «детьми Вдовы»[1].


Основание Великой ложи Англии

Старейшей Великой масонской ложей в мире считается Соединённая Великая Ложа Англии, основанная в 1717 году на основе четырёх лондонских лож. Первым Великим мастером ложи стал Энтони Сэйер.

Ландмарки


Конституции

В 1721 году пресвитерианский пастор, доктор богословия Джеймс Андерсон составил кодекс масонских уставов и правил под названием «Новой книги конституций».

В 1723 году с одобрения Великой Ложи Англии она была опубликована в качестве официального руководства для масонских лож. В ней утверждалось: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему работать. Он не примет участие ни в каких замыслах против мира и благополучия». Запрещались в ложах и какие-либо религиозные, национальные и политические споры[2].


Степени

Ученик, подмастерье и мастер.


Великие ложи и Великие востоки

Великий мастер, Ассамблея, Великий Державный Комитет. Декреты Великого мастера.


Устройство лож

Колонны Иерусалимского храма: Яхин и Воаз. Светочи: Книга Священного Закона, циркуль и наугольник. Дикий камень и Отёсаный камень. Чертёжная доска. Восточный стул. Уровень и отвес. Плато первого и второго стража. Лучезарная дельта. Драпированные стены, голубой потолок и шахматный пол. Или ковёр. Угловая клетка и Пламенеющая звезда. Флаг.


Офицеры

Досточтимый мастер, Первый и второй стражи, Дародатель, Привратник (внутренний и тайлер), Эксперт и Обрядоначальник. оратор, секретарь и казначей. Архивист, Агапмейстер, Стюарды.


Инсигнии

Лента, подвеска. Запон и перчатки. Меч. Резец и молот. Молоток. Эмблема ложи. Шаблон.


Посвящение

Поручительство. Кандидат, петиция, аспирант. Луфтон. Условия, Диплом, камера размышления, гроб, философское завещание. Напиток в священном кубке. Разувание. Повышение заработной платы. Усыпление и исключение. Отпуск. Хартия и инсталляция.


Работы

Открытие, закрытие. Светочи. Кворум. Созыв и отзыв. Совершенные точки входа и шаги. Сумка предложений. Странствие. Цепь союза. Шедевр. Зодческая работа.


Финансы

Фонд пожертвований и фонд казначея. Кружка.

Шотландский обряд


Степени° Название Легенда[3] Нравственный урок[4]
Символическое масонство
Не часть Шотландского обряда, но степень мастера необходима для вступления в него
 1 Ученик
 2 Подмастерье
 3 Мастер
Неизрекаемые градусы (Ложа Усовершенствования или «красное масонство»):
 4 Тайный Мастер В этом градусе ритуал снова обращается к Храму царя Соломона и легенде о том, что семеро наиболее достойных и опытных мастеров-каменщиков были назначены в своё время охранять Святая Святых и храмовые интерьеры. Этот градус учит верности, молчанию и умению хранить тайну. Важность понятий долга, верности, единства и полной тайны всех частных отношений.
 5 Совершенный Мастер Возвращение к истории гибели мастера Хирама Абиффа; учит почитать и хранить память покойного брата. Нечистые помыслы и эгоистические, недостойные устремления разрушительны и порочны, а также тому, что человек, забывающий о своих обязанностях по отношению к своей семье, стране и Господу, непременно погибнет как нравственно, так и духовно.
 6 Ближний (Тайный) Секретарь Царь Соломон спасает жизнь человеку, обвинённому в шпионаже. Этот градус учит рвению, верности, умению не обидеть брата, проявляя чрезмерный интерес к его личным делам, и тому, что «повинную голову меч не сечёт». Верность своим друзьям и усердие в исполнении своего долга — суть добродетели, уже сами по себе вознаграждающие следующего им.
 7 Надзиратель и Судья В соответствии с легендой этого градуса, царь Соломон счёл нужным назначить нескольких судей по делу о гибели Великого Мастера, с тем чтобы восстановить справедливость среди строителей Храма. Этот градус учит справедливости, равенству, непредвзятости и беспристрастности, милосердию, с которым нужно осуществлять справедливость. Судить следует справедливо, беспристрастно, не взирая на лица, а также тому, что для всех существует один только суд, и перед ним все должны быть равны. Да будет суждение беспристрастно и умеренно, то есть, при необходимости, милосердно!
 8 Надзиратель за строительством Поскольку строительство Храма после смерти Великого Мастера приостановилось, царь Соломон назначил пятерых Управителей — по одному от каждого из ордеров Архитектуры. Под их руководством строительство продолжилось. Этот градус учит добросердечию, щедрости и милосердию к сиротам, больным и немощным, к падшим духом и оскорбленным. Каждая новая награда должна становиться шагом по направлению к нравственному совершенству, результатом совершенствования в себе той или иной добродетели; а также тому, что милосердие — это добродетель, необходимая тому, кто надеется повести людей за собой.
 9 Мастер (Рыцарь) — Избранник Девяти Царь Соломон избрал девятерых мастеров, которые должны были отыскать преступников и привести их суд. Цель этого градуса — научить нас тому, что нельзя позволять себе уклоняться от цели в страстном порыве рвения, пусть и благого, а также брать на себя обязанности наказывать провинившихся, пусть это и следует сделать, ибо они нарушили человеческие или Господни законы. Во все века человек искал Бога, где только мог, и поклонялся Ему на многих языках, но Вселенское Служение Господу — в служении своему ближнему.
10 Славный Мастер (Рыцарь) — Избранник Пятнадцати Дальнейший и подробнейший рассказ о поисках, суде и наказании беглых убийц. Градус учит нас тому, что всевидящее и безошибочное око Справедливости всегда определит подлинную вину и наложит на преступника соответствующее взыскание. С нравственной точки зрения, он учит нас также, что фанатизм и излишние амбиции можно рассеять и уничтожить мечом Справедливости и Свободы. Нарушивший обязательство или обещание не останется безнаказанным, а также тому, что всяческие оправдания, отрицание вины и прочие свидетельства отсутствия раскаяния, скорее всего, только ужесточат наказание.
11 Великий Рыцарь-Избранник Этот градус рассказывает о той награде, которой удостоились из рук царя Соломона двенадцать Мастеров Избранников Пятнадцати, которые нашли и привели в суд убийц Великого Мастера, и которая состояла в назначении их главами двенадцати колен Израиля. Этот градус учит тому, что верный и истинный брат, рано или поздно, получит справедливое вознаграждение за свои заслуги, также он учит нас честности, открытости и откровенности. Вопросы нашего гражданского долга. За зло следует наказывать. Честность и уважение по отношению к другим наоборот, следует вознаграждать. Будьте же честными, исполненными достоинства и верными!
12 Великий Мастер-Архитектор Этот градус, по преданию, был создан как некое подобие школы повышения квалификации для мастеров-строителей Храма, чтобы приводить их умения к некоему стандарту, а также награждать отличившихся в жизни и труде. В ритуале этого градуса рассматриваются законы архитектуры, ее связь с другими науками и искусствами. Он учит, что добродетель необходима таланту. Масон, учась пользоваться инструментами своего ремесла и мастерства, также учится и размышлять о различных сторонах жизни, причем, рассматривать их все с точки зрения человека — образа и подобия Божьего, неуклонно стремясь к достижению тех высот опыта, которые мы именуем Совершенством.
13 Рыцарь Царственного Свода Еноха Этот градус — вершина т.н. «непроизносимых градусов»; это краеугольный камень Арки, под которым скрывается соль учения ложи Усовершенствования. Трудности и опасности, как бы велики они ни были, не должны мешать истинному и верному брату продвигаться вперёд и вперёд, к совершенству. Он учит также той великой истине, что сладостнейшие блага в жизни являются только результатом непрекращающихся и зачастую болезненных усилий.
14 Верховный, Избранный и Совершенный Вольный Каменщик, или Великий Избранник Ложа представляет собой тайную нишу под Святая Святых, в которой хранится колонна Красоты, на которой — Священное четырехбуквенное Имя. Этот градус открывает и толкует Тетраграмматон. Он также учит нас тому, что если человек посвятил свою жизнь — умом и сердцем — приготовлению к жизни вечной, награда ждёт его «по завершении строительства Храма». Этот градус в Шотландском Уставе является вершиной Масонства Древнего Искусства. В качестве наивысшего градуса Ложи Усовершенствования, он учит святости Господа и почитанию Его Святого Имени. Господь не оставит безнаказанным того, кто поминает Имя Его всуе!
Исторические и философские градусы (Капитул Розы и Креста — «красное» масонство):
15 Рыцарь Востока или Меча Повествует о Вавилонском пленении, освобождении и возвращении пленников в Иерусалим, о последовавшем строительстве Второго Храма под покровительством царя Кира. Учит преданности убеждениям. Весьма важные уроки верности убеждениям и стремления ко Благу.
16 Князь Иерусалимский Продолжение предыдущего градуса, повествующее об испытаниях, обрушившихся на строителей Второго Храма, о завершении их трудов с помощью царя Дария. Зоровавель приказал, чтобы рабочие трудились с мастерком в одной руке и мечом — в другой. Темой градуса является торжество Истины. Верность Истине и Долгу.
17 Рыцарь Востока и Запада Слово снова утрачено, и в сердце человеческом нужно теперь строить Третий, или Духовный, Храм, посвященный Господу Истины. Этот градус — прелюдия к 18°. Уроки этого градуса в том, что верность Господу — первейший долг человека, а временные правительства, не основанные на воле Господней и Его Истине, неизбежно падут.
18 Рыцарь (Князь) Розенкрейцер Посвящаемый всё еще находится в поиске Истины и утраченного Слова, и в своих путешествиях сквозь годы он узнает о трёх добродетелях, которыми должен руководствоваться — Вере, Надежде и Милосердии. Помимо этого, ему объясняется сущность Нового Закона. Человек должен построить новый Храм в своем сердце, в котором Господу поклоняются во Истине и во Духе; а также в том, что необходим новый закон Любви, понятный и обязательный для исполнения всеми людьми повсюду на Земле. Этот градус подтверждает принципы вселенскости и терпимости в самом широком толковании.
Традиционные и рыцарские градусы (Ареопаг Кадошей — «чёрное» масонство):
19 Великий Понтифик Небесного Иерусалима Одиннадцать градусов ареопага, которые последуют далее, учат нас распознавать несовершенства и грязи человеческой природы и бороться с ними. В этом градусе большое значение придается конфликту между Добром и Злом. Принёсший свою клятву рыцарь справедливости, истины и терпимости обязан быть терпелив в своих трудах. Единство всех тех, кто верует в Бога и надеется на бессмертие, проповеди какого религиозного лидера они бы ни следовали, какую религию бы ни исповедовали. В первую очередь, в этом градусе рассматривается смертный бой между Светом и Тьмой, Добром и Злом, Господом и Сатаной.
20 Великий Мастер Всех Символических Лож, или Мастер Ad Vitam (пожизненно) Обязанности, права и привилегии Мастера. Учит тому, что право руководить присваивается не только избранием братьями, а еще и мудростью, постигаемой терпеливыми и упорными трудами и изучением масонских доктрин. Главные идеи — терпимость, справедливость и истина. Борьба с неверностью и предательством. Масонские принципы и традиции всегда подвергаются этому страшному испытанию. Данный градус демонстрирует то, как масонство осуждает всех строящих заговоры против безопасности своей страны и счастья своего народа.
21 Великий Ноевский Патриарх или Прусский рыцарь Рассказ о крестоносцах, которые стремились оберегать и защищать невинных, во всем следуя принципу презумпции невиновности. Масонство — это не прикрытие для злодеяний, а также тому, что справедливость всегда была, есть и будет одной из основ масонов.
22 Рыцарь Королевского Топора (Царственной Секиры), или Князь Ливанский Также известен как Рыцарь Королевской Секиры. Легенда повествует о тех, кто рубил кедры на горе Ливан для строительства Ноева ковчега. Этот градус учит, что труд достоин почитания, что следует заботиться о работниках, улучшать условия их труда. Все мы — работники в этом мире, вне зависимости от того, где мы находимся и каково наше положение в обществе. Демонстрируются благо и достоинство Труда. Зарабатывать на жизнь трудом рук своих — это не проклятие человека, а его привилегия. Наоборот, лень, а не труд, достойна порицания и просто унизительна.
23 Рыцарь Скинии Повествует о Скинии и связанных с ней древних ритуалах. Святотатство и предубежденное неприятие священных церемоний находятся под запретом, и только те, кто полностью очистился от грязи плотского бытия, могут быть допущены к совершению обрядов. Те, кто верует в Бога и любит своих ближних, пойдет на большие жертвы ради оказания помощи другим.
24 Князь Скинии Особой обязанностью Князя Скинии является непрестанный труд во славу Божью, а также и чести своей страны и к счастью братьев. Хвалу же Создателю должен он воздавать самопожертвованием и готовностью отдать кровь свою до последней капли ради торжества Истины. Истинная вера в Верховное Существо должна связывать всех людей вместе во Всемирное братство.
25 Рыцарь Медного Змея Повествует о том времени, когда передвижной лагерь народа Израиля после смерти Аарона был разбит в Пуноне на сороковой год странствия по пустыне. Обязанностью Рыцаря Медного Змея является очищение собственной души от грязи материального мира и восстановление истинной веры. В жизни каждого человека и в истории каждого народа случаются «пустынные» периоды и «полосы запустения», сопровождающиеся падением нравов и потерей Веры. Этот градус — громчайший призыв хранить Веру — в себя, друг в друга, в Бога.
26 Князь Милосердия Во времена правления римского императора Домициана масоны-христиане собирались в катакомбах в те часы, когда всем им грозили беды и сама смерть. Кроме описания мистерий первых христиан, этот градус демонстрирует, что масонство принадлежит не какому-либо конкретному веку, а всему потоку Времени, не какой-либо одной религии, а всем вместе, ибо оно везде находит свои истины. «Качество милосердия», то есть то, что дух сострадания и сердечная нежность часто заставляют нас не обращать внимания на раны и потери и относиться к оскорбившему нас иногда гораздо лучше, нежели он того заслуживает.
27 Рыцарь — Командор Храма Посвящён Тевтонским рыцарям Храма Св. Марии Иерусалимской, Орден ведет свое начало со времен осады Сен-Жан д`Акр, когда из корабельных парусов были сделаны шатры для раненых и больных. Днём рыцари Ордена сражались с неверными, ведомыми Саладином, а ночью лечили раненых и немощных, охраняя Иерусалим и само христианство от сарацин. Главными их добродетелями были Скромность, Терпимость, Целомудрие, Честь и Великодушие. Франкмасонство Шотландского Устава утверждает понятие свободы Церкви в свободном государстве, где каждая церковь является верховной властью и главным авторитетом в соответствующей конфессия, и никакая из церквей не должна стремиться к власти над другой, а напротив, все они совместно должны стремиться к достижению всеобщего Блага.
28 Рыцарь Солнца Это последний из философских градусов, и его учение ведет свое начало от Каббалы. Он повествует о Науке, Разуме и Вере, учит тому, что природа — есть верное, единственное и главное отображение Бога. Этот градус, используя орудия архитектуры и знания, накопленные ей, учит тому, что, совершенствуя нравственность своих адептов, франкмасонство может помочь им в целенаправленном стремлении к единству и торжеству Блага во всем мире.
29 Великий Рыцарь Святого Андрея Этот градус подчёркивает идею равенства и внушает мысль о том, что рыцарь должен служить воплощением Истины. Также в нем преподаются уроки терпимости. Этот градус — достойный венец преподавания масонской концепции универсальной религии. Подтверждение масонского тезиса о примате равенства и терпимости. Здесь нам снова напоминают о том, что ни один человек, ни одна церковь, ни одна религия не имеет монопольного права на Истину; а также что будучи верны своим убеждениям, мы должны также уважать и убеждения чужие.
Административные градусы («белое» масонство):
30 Великий Избранный Рыцарь Кадош, или Рыцарь Чёрно-Белого Орла (Ареопаг) Этот и два следующих за ним градуса являются Тамплиерскими градусами Древнего и Принятого Шотландского Устава. В нем снова рассматриваются добродетели Ордена и приводятся примеры достойного вознаграждения за должное уважение к данным клятвам и соблюдение всех обязательств, данных в других градусах. Рыцарь Кадош должен доказать, что он является достойным и верным защитником Храма, который вооружен снаружи сталью, а изнутри — Верой и Любовью, верой в Бога и любовью и своим братьям. Подвергает кандидата испытаниям и проводит его через церемонии, которые символизируют испытания, встречающиеся нам на пути строительства совершенного характера.
31 Великий Командор — Инспектор Инквизитор (Трибунал) Практическое испытание неофита в предыдущем градусе превращается в этой степени в подробной экзамен на знание обязанностей перед масонским орденом и законов Ордена Пяти Братьев. При обучении неофита приводятся высказывания мудрецов и законодателей масонства. Этот градус учит устанавливать твёрдые законы беспристрастной справедливости, учитывая бренности и несовершенство человеческой природы, прощать их в том случае, если есть надежда на исправление. Каждый человек достоин преимущества, даруемого презумпцией невиновности и чистоты намерений. Тот, кто берет на себя обязательство судить других, в первую очередь должен судить себя самого.
32 Верховный Князь Царственной Тайны (Консистория) Изначально это был христианский рыцарский градус. Первоначально главной целью его было возвращение Святой Земли христианскому миру и водружение Знамени Креста на развалинах Иерусалима. Он учит тому, что масоны должны непримиримо и неустанно сражаться с извечными врагами человека, что они должны любить и посчитать мудрость и посланцев свободы, равенства и братства. Торжество духовного начала человека над плотским его началом, победа нравственного чувства и разума над страстями и животными порывами. Таким образом, каждый франкмасон оказывается зажат между собственническими, эгоистическими интересами и велением долга. Долг зачастую требует от него самопожертвования, а иногда и наивысшей жертвы.
Почётный градус:
33 Державный Верховный Генеральный Инспектор (Верховный Совет) Присваивается только Верховным Советом, исполнительным органом всех институтов Шотландского Устава. Для посвящения в него брат не имеет права подавать петицию, ибо он присваивается только за особые заслуги, как высшая награда. 33-го градуса удостаиваются те члены Консистории 32-го градуса за достойный вклад в дело франкмасонства вообще, Шотландского Устава или те, кто своими делами на благо человечества доказал, что они ежедневно способствуют торжеству Братства всех людей под благосклонным взором Господа. О посвящении в этот градус нельзя просить, его нельзя требовать; кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, отбирает Наместный Верховный Великий Командор. Кандидату должно быть не менее 33 лет, и на Ежегодной Ассамблее Верховного Совета он может быть избран Верховным Великим Генералом Инспектором Тридцать Третьего и Последнего Градуса и Почетным Членом Верховного Совета. Такое избрание проводится путем тайного голосования активных членов Верховного Совета. Посвящение проводится в ходе следующей Ассамблеи Верховного Совета.



Йоркский обряд


История


Зарождение масонства


Распространение масонства в мире

Главными «рассадниками» масонства были протестантские страны — Англия, германские княжества, Швеция. (Крайние оппоненты масонства усматривают в этом факте явную связь между масонством, протестантизмом и иудаизмом.)

Во Франции масонские ложи были организованы и патронировались англичанами, изгнанными в 1688 году из своего отечества противниками Якова II Стюарта. Первая ложа в Париже была образована в 1732 году и сразу же была признана англичанами. Несколько раньше, в 1728 году ложи английского образца появились в Мадриде, а в 1733 году — в Германии (Гамбург). В 1738 году в масоны был посвящён будущий прусский король Фридрих II. За каких-нибудь два десятка лет масонство охватило Европу, как пламя охватывает сухой стог сена.

«Крёстным отцом» американского масонства был Бенджамин Франклин[5], много сделавший для популяризации и распространения вольного каменщичества в Новом свете. В 1731 году при его участии в Филадельфии была открыта независимая от Лондона Великая ложа. Перед началом революции в Северной Америке там насчитывалось уже целых восемь Великих лож. 4 ноября 1752 года в одной из масонских лож получил посвящение будущий герой войны за независимость Соединённых Штатов Джордж Вашингтон. К масонам принадлежал практически весь командный состав американской армии и практически все выдающиеся американские политики того времени[6].


Масонство в Российской Империи

Первые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов Западной Европы, с самого начала отражая политические интересы (в случае наличия таковых) последних.

По масонскому преданию, не имеющему документального подтверждения, первым русским масоном был царь Пётр I (якобы ставший членом одной из лож в Амстердаме в 1697 году), что само по себе примечательно: российские «вольные каменщики» предпочли вести свою родословную с царя-мастерового, что вполне соответствовало их «строительной» легенде.

Реально первая российская масонская ложа возникла примерно в 1731 году. Организована она была Великой Ложей Англии, а её первым главой, Провинциальным Гроссмейстером для России, стал английский капитан на русской службе Джон Филипс, которого сменил через 10 лет на этом посту тоже англичанин — генерал на русской службе Джеймс (Яков) Кент, уже в 1744 году навсегда покинувший Россию[7][8].

В 1779 году шведский герцог Карл Зюдерманландский издал декларацию, в которой объявил для всего мира Швецию 9-й провинцией масонского ордена «Строгого Наблюдения» («Строгого Чина»), приписав к ней в числе других территорий и всю огромную Россию. Императрица Екатерина II, узнав об этом, приказала ложи шведской системы закрыть. Однако некоторые масоны лишь покинули Петербург и объявились в Москве, где стали учреждать ложи, которые продолжали тайно работать по шведской системе[9].

В 1821 году император Александр I приказал обнародовать в России буллу римского папы Пия VII, запрещающую лицам светским и духовным католического вероисповедания участвовать в тайных обществах и масонских ложах и как-либо им содействовать[10], а 1 августа 1822 года он издал рескрипт министру внутренних дел В. П. Кочубею о запрещении масонских лож и тайных обществ на территории Российской Империи. Эту меру традиционно связывают с внушениями, сделанными царю «юродивым» архимандритом Фотием (Спасским) во время аудиенции, состоявшейся 5 июня 1822 года[11].

Однако эта мера была чисто формальной, а главное — запоздалой. Масонство по сути породило движение декабристов. В масонских ложах когда-либо в своей жизни состоял 121 декабрист[12] (более 90 % от общего числа), в том числе все руководители заговора.

Настоящим «инкубатором» будущих декабристов стала масонская ложа «Трёх добродетелей», учреждённая в 1815 году князем С. Г. Волконским, П. П. Лопухиным и М. Ю. Виельгорским. На 1817 год не менее десяти её членов были, одновременно, и членами декабристской организации «Союз спасения»: генерал-майор князь С. Г. Волконский, князь И. А. Долгорукий, князь С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, С. И. Муравьёв-Апостол, Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, А. С. Норов, Ф. П. Шаховской.

Прочными были связи с масонством и второй тайной декабристской организации, «Союза благоденствия», эмблемой которого стал рой пчёл[13] (пчелиный улей и рой пчёл — одни из самых распространённых символов масонства[3][14]).

По относительно достоверным данным, 14 декабря 1825 года на Сенатской площади погиб 1271 человек[15], кровь которых целиком на совести масонских конспираторов.

Император Николай I подтвердил запретительную меру 1822 года (очевидно, опасаясь превращения лож в очаги оппозиции)[16]. Однако после его смерти положение масонов изменилось к лучшему с воцарением в 1856 году императора Александра II, одним из главных актов которого по случаю коронации была амнистия масонским заговорщикам-декабристам.

Теоретик анархизма князь П. А. Кропоткин (1842—1921) утверждал, что «русскому революционному движению хорошо и полезно быть связанным с масонством»[17].

С 90-х гг. XIX века по 1917 год на территории России было создано не менее пятидесяти масонских лож (за вычетом лож Царства Польского и Финляндии)[18].

В Особом отделе Департамента полиции масонская тематика была выделена в специальное делопроизводство под общим названием «Переписка о последователях различных сект и религиозных учений, деятельность коих носит противоправительственный характер. О масонах»[19][20].

Среди политических задач российских масонов начала XX века на первом месте действительно стоял курс на насильственную ликвидацию православной монархии. Это, в частности, открыто декларировал один из главных руководителей Верховного Совета Великого Востока народов России Н. В. Некрасов[21]. Другой масонский лидер, А. Я. Гальперн, вспоминал, что «очень характерной для настроений подавляющего большинства организации была ненависть к трону, к монарху лично»[22].

Масонская сеть охватила практически все сферы общества, о чём буквально свидетельствуют названия некоторых лож — «Военная», «Литературная», «Думская», «Великокняжеская».
 
П. Н. Милюков до самого конца отрицал свою принадлежность к масонам

Глава Союза Русского Народа доктор А. И. Дубровин ещё 10 октября 1908 года был вынужден заявить представителю Департамента полиции, что больше никаких сведений по масонству давать не будет, поскольку сообщения его, переданные конфиденциально, «были известны в масонских гpyппax на следующий же день»[23][24].

Апогеем конспиративной масонской деятельности в России стала Февральская революция 1917 года, приведшая к свержению русской монархии.

После 1917 года масоны, в большинстве ставшие эмигрантами, приложили немало усилий для умаления своей роли в Февральской революции и во Временном правительстве (особенно усердствовали П. Н. Милюков и Е. Д. Кускова[25]).

Только в 1990 году появились первые (достоверные) сведения о возможной принадлежности Милюкова к масонам[26], а в начале 1990-х гг. публицист О. А. Платонов установил её (во всяком случае для себя) по хранившейся в Особом архиве КГБ СССР специальной секретной записке французской спецслужбы «Сюртэ Женераль»[27]. Однако «серьёзные» историки, также изучавшие эту записку, берутся утверждать (на основании только политической принадлежности человека и хронологии событий), что первоисточником этого конкретного документа была брошюра сына первого публикатора «Протоколов Сионских мудрецов», белогвардейца-монархиста Н. Ф. Степанова[28].


Масонство в СССР

Вплоть до 1925 года неизвестно что-либо о репрессивных мерах ЧК конкретно против масонов.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в СССР начинаются гонения на «братьев». Советские масоны, призывавшие чекистов расправиться с православной церковью и патриотическим движением, были поражены, что сталинский террор обрушился и на них самих.

Летом 1926 года постановлением коллегии ОГПУ был осужден 21 член Автономного Русского масонства, годом позже прошёл процесс по делу «Братства Истинного Служения». В конце 1920-х гг. был сослан ряд лиц, связанных с масонством, среди них известные люди, так и не раскаявшиеся в своей принадлежности к масонству.

В 1937 году специальное дело было заведено на розенкрейцеров. Несмотря на готовность практически всех розенкрейцеров сотрудничать со следствием, приговор был достаточно суров. Главу розенкрейцеров Б. М. Зубакина и ряд его ближайших соратников расстреляли, остальные получили большие сроки заключения. Создателя ложи розенкрейцеров в Смоленске профессора В. М. Архангельского тоже приговорили к расстрелу, но за активное сотрудничество со следствием приговор заменили на 10 лет лагерей. По делу розенкрейцеров проходила также писательница Анастасия Цветаева (младшая сестра поэтессы Марины Цветаевой, личный секретарь Зубакина), получившая 10 лет исправительно-трудовых лагерей[29].

Масонство в современном мире

К началу XX века из 1,5 миллионов масонов мира 908535, то есть почти две трети, проживали в США[30].

К середине XX века количество членов масонских лож и организаций масонского типа составило только в США около 50 миллионов человек[31] (возможно, по завышенной оценке).

Официальная масонская статистика свидетельствует, что на 1991 год масонов шотландского обряда в США было всего 2,4 миллиона человек. Согласно той же официальной масонской статистике, до 700 тысяч насчитывалось масонов на 1991 год в Англии, до 200 тысяч в Канаде, 70 тысяч во Франции, 21 тысяча в Германии, 17 тысяч в Италии. Общая же численность вольных каменщиков шотландского обряда определяется, согласно масонской статистике, в 5 миллионов человек[32].

Критика

По мнению крайних оппонентов масонства, оно является тайным преступным сообществом, преследующим цель достижения мирового господства на основе иудаистского учения об «избранном» народе. Они считают, что то, что не могут в политической, культурной или духовной сфере сделать иудеи, осуществляется с помощью «вольных каменщиков».

В 1932 году Священный Собор архиереев Русской Православной Церкви За границей определил:
Осудить масонство, как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности.
Осудить также и все сродные с масонством учения и организации: теософию, антропософию, «Христианское знание» и YMCA.
Поручить Епархиальным Первосвященным и начальникам миссий преподать подведомому им духовенству указания, необходимые для борьбы с указанными вредными учениями и организациями и для предупреждения православной русской паствы от увлечения ими или от участия в их вредной деятельности через посредство духовной проповеди, внебогослужебных бесед, печати, преподавания Закона Божия в учебных заведениях и особенно через исповедь.
Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди — не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений, и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснить таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина — члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений, или если они этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причастия и при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви[33].

На своём Втором Всезарубежном Соборе (1938) Русская Зарубежная Церковь подтвердила антимасонское определение 1932 года и приняла поимённым голосованием резолюцию, осуждающую масонство как сообщество антихристианское.


Ответы на критику

Обычно масоны противопоставляют критике утверждения о том, что являются лишь благотворительным, веротерпимым и пацифистским сообществом, созданным для нравственного усовершенствования его членов, а также применение так называемого «метода Таксиля».

Категория: Мои статьи | Добавил: antimason (16.03.2009)
Просмотров: 1368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz